ПРОПОВЕДИ
Да не отходит эта книга от уст твоих.
Иис.Нав.1.8 «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано. Тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Эти слова Господа Бога, которые Он сказал, когда назначил вместо умершего Моисея вождем Израиля Иисуса Навина. До этого И.Н. был помощником Моисея. Изучение Библии дает людям надежду. Давайте и мы никогда не будем сдаваться, стремясь найти силу и мудрость в Слове Божьем. И никогда не будем сдаваться в стремлении понять Божью мудрость.
Ап. Иоанн не приукрашивал суровых реалий жизни Иисуса Христа, хотя он писал свое Евангелие по заказу двух греческих эпископов в доказательство божественности Иисуса Христа. Он написал и то доброе, что сделал Господь и те трудности, с которыми Он сталкивался. Последние слова его книги открывают цель создания Евангелия, носящего его имя: Ин.20.30-31 «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали». Евангелия – это дневники Божьей любви к людям. Это слова, которые нужно прочитать, поверить и передать другим людям, потому что они ведут к Христу.
Освальд Чеймберс, признанный богослов своего времени, подчеркивал важность молитвы за других. Он сказал, что «ходатайство – это когда мы ставим себя на Божье место, обретаем Его мысли и перспективы». Это молитва в свете того, что мы знаем о Боге и Его любви к нам. Прекрасный пример ходатайственной молитвы находим в главе 9 Книги Даниила. Пророк узнал о Божьем обещании, что иудеи будут находиться в вавилонском плену семьдесят лет. Сознавая, что срок приближается, Даниил перешел в служение молитвой. Он ссылался на Божьи заповеди, смирял себя, чтил Бога, исповедал грех народа и полагался на Божью милость к избранному народу. Бог послал ответ еще до того, как Даниил закончил молитву. Не все молитвы завершаются таким ярким образом. Но пусть нас укрепит мысль, что мы можем с доверием и надеждой обращаться к Богу ради других. Этот наш труд будет успешнее, если мы будем знать волю Божью.
Несколько десятилетий назад некий доктор описал силу воздействия «писем заботы». Его исследования показали, что простое письмо со словами заботы о выписавшемся пациенте, который пытался совершить самоубийство, наполовину снижает вероятность повтора подобной попытки. Недавно медицинские работники заново открыли этот феномен, когда рассылали письма и открытки в социальных сетях с целью оказать помощь страдающим от тяжелых форм депрессии. Двадцать одна книга Библии – это послания, письма, написанные с заботой о верующих первого столетия, которые терпели разного рода трудности. Апостолы Павел, Иоанн и Иаков в своих посланиях объясняли основы веры и поклонения, рассказывали, как разрешить конфликты и укреплять единство. А ап. Петр обращался к верующим, которые страдали от преследований римского императора Нерона. Апостол напоминает христианам об их исключительной ценности для Бога, описывая это следующим образом: 1Пет.2.9 «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». Это поднимало их взгляд на великий Божий замысел об их роли в мире: «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Наш великий Бог Сам написал книгу, полную «писем заботы» о нас. Написал Библию, чтобы мы имели напоминание о ценности, которую Он вложил в нас, Его удел. Давайте каждый день читать Божье Слово и делиться Его Словом с другими людьми, также нуждающимися в надежде, которую дает Христос. Любящий наш Небесный Отец, спасибо Тебе за «письма заботы» в Библии.
Бог через Своего Духа обращал людей к Себе в ветхозаветные времена. И Он продолжает так поступать и в наши дни. И мы можем отражать ту же любовь к Богу и Его Слову, что и псалмопевец Давид, который восклицал: Пс.118.103,104 «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи». «Как сладки гортани моей слова Твои». Давид не только слушал слова Господни, но и питался ими. Они услаждали его гортань не менее чем слух. Он любил эти слова, как каждое в отдельности, так и в их совокупности. Он ощущал их сладость. Слова эти принадлежали Господу и потому казались для раба Его неземной сладостью. Бог, вложивший сладость в Свои слова, даровал Давиду вкусовые рецепторы, чтобы тот мог вкусить Слово и насладиться его изысканностью. Давид не провел никакого различия между обещаниями и повелениями, предупреждениями и учениями, всё это является частью Слова Божьего. И всё это драгоценно в его глазах. Если бы и мы всем сердцем любили откровения Господа, в каком бы обличии они нам ни явились! «Лучше меда устам моим». Давид не только вкушал Слово, но и возвещал его другим, испытывая от этого большое удовольствие. Ничто на Земле не может сравниться по сладости с известным Словом, которое превзошло по сладости даже мед. Когда Давид питался Словом, оно было сладким. А когда свидетельствовал о нем, оно становилось еще слаще. Размышления о Слове должны услаждать душу, иначе уста наши не ощутят сладости, возвещая его окружающим. «Повелениями Твоими я вразумлен». Божьи предписания – наше наставление. Послушание воле Божьей делает нас мудрыми и праведными. Поскольку путь Господень совершен, те, кто следуют им, не будут постыжены. Мы можем почитать себя счастливцами, ибо имеем в качестве жизненного правила мудрый, здравый и полезный Закон. Если мы повинуемся ему, значит, мы мудры. И чем больше мы повинуемся, тем мудрее становимся. «Потому ненавижу всякий путь лжи». Уразумев божественные повеления, Давид возненавидел грех и ложь. Верные сердца ужасаются всякому ложному пути. Они не приемлют ни заблуждений, ни нечестия. Любящий один грех, заключил союз со множеством гренхов. Нам нельзя складывать оружие. Ненавидеть то, что достойно ненависти – добродетель. Это не значит ненавидеть людей, но ненавидеть «всякий путь лжи». Себялюбие, упование на собственную праведность, обмирщение, гордыня, неверие и лицемерие – все это ложные пути. Их следует не только избегать, но и питать к ним крайнее отвращение. Из нашего отрывка видно, как сильно изменился характер псалмопевца Давида. Он стал смелей и радостней. Быв научен Богом, он научился отличать благо от порока. И, возлюбив истину, он возненавидел ложь. Для него Божья весть благодати и истины служила светом на его пути. Да даст нам Господь такой же проницательности и решительности, что мы могли прославить Его. Если мы погружаемся в Библию, Бог умножит нашу посвященность Ему, будет направлять нас. И сиять Своим светом над нашей дорогой жизни.
Билли Грэм, известный американский евангелист, рассказывал, как ему было трудно принять Библию как абсолютную истину. Как-то вечером, находясь в центре отдыха в горах, он при свете луны вышел на улицу, упал на колени, положил Библию на пень и пробормотал: «Боже, в этой книге столько всего, что я не понимаю». Вот что, по словам Грэма, произошло после этой исповеди: «Святой Дух, наконец, дал мне свободу сказать: Отче! Я принимаю эту книгу как Твоё Слово – верой». Когда он поднялся с колен, у него еще оставались вопросы, но он сказал: «Я знаю, духовная битва за мою душу завершилась победой». Молодой библейский пророк Иеремия тоже участвовал в духовных битвах. И постоянно искал ответы в Писании. Он писал: Иер.15.16 «Обретены слова Твои, и я съел их. И было слово Твое мне в радость и в веселье сердца моего». И еще: Иер.20.8-9 «слово Господне в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих». Широко известный пастор 19-го века Чарльз Сперджен писал: «Иеремия открывает нам секрет. Его жизнь и в особенности его верное служение направлялись внутренней любовью к Слову, которое он проповедовал».
Мудрость Божья ведет к радости. Так учит Библия. Прит.3.13 «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум». Мудрый Соломон ревностно убеждает в Книге притчей усердно искать мудрости. Он уверяет, что мудрые люди добьются успеха в своих искренних и постоянных стремлениях. Но вопрос в том, «что мы приобретаем, став мудрыми?» Возможность иметь преимущества является причиной наших стараний. Поэтому автор показывает, насколько это выгодно для нас, излагая неоспоримую истину: «Блажен человек, который снискал мудрость». Снискал ту истинную мудрость, которая заключается в познании и любви Бога, в полном подчинении намерениям Его истин, провидениям и законам. Обратим внимание на то, что значит снискать мудрость и благодаря этому стать блаженным. 1) Мы должны получить ее. Счастлив человек, который, получив мудрость, делает ее своей. Т.е. владеет ей и получает от этого выгоду. Кто использует ее для хороших целей. 2) Мы должны промышлять ей. Приобретение мудрости мы должны сделать своим главным, а не побочным делом. И не должны ее упустить. 3) Мы должны овладеть ей и вести себя как люди, заключающие выгодную сделку. С которой человек должен обращаться очень осторожно, т.к. есть опасность упустить ее. 4) Мы должны хранить ее. Недостаточно владеть ей, но мы должны крепко держаться за нее с твердой решимостью не позволять ей уйти от нас. А прилагать усилия, чтобы остаться на путях мудрости до конца своей жизни. Мы должны делать всё возможное, чтобы поддержать угасающий интерес к религии в тех местах, где мы живем. Коротко остановимся на том, в чем заключается блаженство тех, кто обретает мудрость. Это необыкновенное блаженство, которое нельзя обрести в богатстве этого мира. Не только надежнее, но и выгоднее приобретать мудрость, Христа, благодать и духовные благословения, чем серебро, золото и драгоценные камни. Всё это не возместит недостаток небесной мудрости и не послужит выкупом за душу. Небесная мудрость обеспечит нас и сохранит для нас то, чего нельзя купить за деньги. Это истинное блаженство, ибо оно содержит в себе и эквивалентно тому, что делает человека счастливым.
Путь от мудрости к радости – настоящее благословение. Прит.2.10 «Мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей». Цель этого стиха и последующих стихов показать, какое великое преимущество дает нам истинная мудрость. Она удержит нас от греха. Тем самым делает нам большую милость, чем если бы обогатила нас всеми богатствами этого мира. Эту данную нам Богом благодать мы должны использовать для собственного хождения путями добродетели, а также вооружиться ей, против всякого вида искушений. Какими правилами мы можем испытать себя, имеем ли мы мудрость или нет? 1) Если мы воистину мудры, то это проявится в старании избегать всякие нечестивые компании и воздержаться от плохих поступков. Эта мудрость полностью овладеет нами, когда будет владычествовать над нами. Когда будет не только наполнять голову понятиями. Но «войдет в сердце твое» и будет влиять на него, повелевать чувствам и страстям. Тогда мудрость сможет совершить для нас благо. 2) Когда мы начнем наслаждаться ею и знание станет приятно душе нашей. Сила царствующей в сердце благодати будет могущественной защитой против внутренней порочности и внешних искушений. Радость с небесной точки зрения важное дело на небе.
Мы иногда испытываем затруднения в понимании Библии. Нам не хватает времени, усердия или правильных условий для ее изучения. Но в Псалме 1 сказано: Пс.1.1-2 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых …но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет день и ночь». Ежедневные размышления над библейским текстом позволяет нам справляться с трудностями его изучения. Боже, просим, помоги нам прочувствовать Библию как живой документ. И, читая ее , слышать Твой голос. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Твое Слово, Библия, жизненно важна для нас. Просим, пробуди в нас жажду читать, изучать, знать ее. И никогда не сдаваться в желании понять Твою мудрость. Бл-м Тебя за дар Священного Писания, созданного Божьими руками, чтобы люди могли уверовать и иметь жизнь вечную. Просим, помоги нам углубляться в него, чтобы верно служить Тебе. Помоги нам лучше узнать Тебя, чтобы, когда мы молимся за других, мы могли пропускать свои просьбы через познание Твоей воли. Помоги нам строить свою жизнь на основании библейской мудрости вопреки всем сомнениям. Помоги углубиться в нее верой. Научи нас Твоим путям, яви нам Свою любовь. А если мы попытаемся свернуть на ложную дорогу, возврати нас обратно на путь мудрости и радости. Боже, помоги нам сегодня ощущать Библию как живой документ и слышать Божий голос. Аминь.