ПРОПОВЕДИ
Вместе с Христом приходит череда Божьих милостей и благословений.
Еф.1.7-8 «В Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, какую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении».
Ап. Павел начинает послание с благодарения и славословия, описывая, с большой долей красноречия и пафоса, те великие и драгоценные благословения, какими мы обладаем во Христе. Великие привилегии нашей веры достаточны для того, чтобы вспоминать о них в наших благодарственных молитвах к Богу. В стихе 7 апостол пишет о прощении грехов и искуплении Кровью Христа. Без искупления нет прощения. По причине греха мы находились в рабстве. Т.е. порой не хотели грешить, но не могли противостать искушению. И могли быть освобождены от него только через прощение наших грехов. И искупление, и прощение мы имеем во Христе, в Его пролитой Крови. Вина и позор греха могут быть сняты не иначе, как только Его Кровью, в ней изливаются на нас все духовные благословения. Эта великая привилегия, доставшаяся нам даром, а нашему благословенному Иисусу Христу очень дорогой ценой. Тем не менее, привилегия была явлением богатства благодати Божьей. В великом деле искупления человека соединены в одно целое заместительная жертва Христа и богатство Божьей благодати. Христос вполне удовлетворил Бога Отца как Заместитель наш и Поручитель. Но то было по богатству Божьей благодати, что Бог Отец принял Его заместительную жертву. Вместо того чтобы привести в исполнение суровый Закон против преступников. Это богатство благодати Божьей было явлено также и в том, что Бог Отец даровал нам в качестве Заместителя Своего возлюбленного Сына. Когда ничего подобного не могло прийти нам в голову и ничто другое не могло быть найдено для нас. В этом Бог Отец не только явил богатство благодати Своей, но и в преизбытке даровал нам ее со всякой премудрости и разумении – в премудром плане искупления и в разумном осуществлении его. Мы видим, как прославились Божия премудрость и Его разумение в этом великом деле, как чудно сочетались в нем справедливость и милость, как была соблюдена честь Бога и Его Закона. И, в то же время, гарантировано спасение грешников. Следующая привилегия, за которую апостол благословляет Бога, есть божественное откровение: Бог открыл нам тайну Своей воли, т.е. благоволение Свое к людям. В течение долгого времени оно было сокрыто и до сих пор остается сокрытым от большей части мира. Этим откровением мы обязаны Иисусу Христу.
«В Котором мы имеем». Апостол объясняет, каким образом мы примирились с Богом через Христа. Таким, что Своей смертью Он снискал нам Отчую милость. Итак, когда мы ищем во Христе милость, всегда надлежит обращать взор к Его страданиям и Крови. Мы искуплены потому, что нам больше не вменяются грехи. Отсюда проистекает незаслуженная праведность, по которой мы угодны Богу. Избавление от вины и есть наша бесценная свобода. «По богатству …» Христос потому дан нам как Искупитель, что Бог Отец щедр в Своих благодеяниях. Слово «богатство» служит здесь усилению смысла, как и слово «преизобиловал». Ап. Павел заставляет людские души полностью раствориться в восхищении Божьими благодеяниями. «Во всякой премудрости». Ап. переходит к формальной причине, к проповеди Евангелия, через которую в нас изливается Божья благость. Ведь Христос сообщается нам через веру. Христос, через Которого мы приходим к Богу и обретаем усыновление. Апостол украшает текст титулом «премудрость».
Итак, целый сонм привилегий следует за Христом. В тот же день и в тот же час, как Христос входит в сердце человека по его осознанному согласию, вместе с Ним приходит прощение всех грехов, которые он совершал мыслью, словом или делом. Будет ли приветствовать душа человека такое прощение? Тогда пусть она приветствует Христа, ибо, куда приходит Христос, туда же приходит и прощение (Еф.1.7). Если ты открываешь дверь сердца Ему, Ты открываешь дверь духовной радости, покою и миру. А кто же хочет затворить душу от этих показателей? Если приветствуется мир, то пусть приветливо примут и Христа. Потому что мир следует за верой во Христа. Рим.5.1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». «Оправдавшись верою» - апостол прежде сказал, что вера упразднится, если праведность ищется в делах, потому что душу человека будет мучить вечное беспокойство, ведь не смогут люди найти в себе ничего утешительного. Теперь апостол от противного учит тому, что покой и мир утверждаются там, где достигли мы праведности верой. «Мы имеем мир с Богом». Это особый плод праведности по вере. Ибо если кто захотел бы делами успокоить совесть свою (что наблюдается в мирских и невежественных людях), напрасными были бы его усилия. Так что, либо исполнена душа человека пренебрежения и забвения о суде Божьем, либо исполнена она страха, пока не успокоится во Христе. Ибо Он один есть наш мир. Итак, мир совести означает здесь спокойствие, которое рождается от ощущения того, что Бог примирился с нами. Никто не выстоит бестрепетно перед Богом, если не ощутит незаслуженное с Ним примирение. Доколе Бог нам Судья, нам надлежит страшиться.
Куда приходит Христос, туда же приходит и свобода. Ин.8.36 «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Этими словами Христос хочет сказать, что все люди рождаются рабами и избавляются лишь по Его благодати. Ведь то, чем Христос обладает по природе, Он сообщает нам при усыновлении, когда мы верой прививаемся к Его телу и становимся Его членами. Итак, свобода наша – благодеяние Христово, но эту свободу мы обретаем верой. Она делает так, что Христос возрождает нас Своим Духом. Говоря «истинно свободны будете», Он подчеркивает наречие «истинно». Здесь содержится противопоставление глупой уверенности иудеев, подобно тому, как и ныне большая часть мира, будучи в несчастнейшем рабстве, воображает себя царствующей. Если вы любите свободу, любите и Христа. Одним словом, куда приходит Христос, приходит и свобода, спасение. Он «для всех послушных Ему виновник спасения вечного», Евр.5.9. Апостол хочет сказать, претерпевание креста и смерти для Христа было своего рода торжественным посвящением. Все страдания Христовы нацелены на наше спасение. Отсюда следует: они не только не мешают Его достоинству, но воистину прославляют Его. Ведь если нам дорого наше спасение, то сколь восторженно мы должны думать о его причине. Апостол говорит о том, что Христос Своим послушанием изгладил наши преступления. Он сделался причиной нашего спасения, поскольку обрел для нас праведность перед Богом. «Для всех послушных Ему». Если мы хотим, чтобы нам помогло послушание Христово, то должны Ему подражать. Плоды Его послушания получают лишь послушные. Но Христос и Его блага становятся нашими только тогда, когда мы принимаем их и Его верой.
Сегодня Христос торжественно просит разрешения войти в душу человека. 2Кор.5.20 «Итак мы, посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Этот стих немало утверждает посольство веры. Ибо кто положится на человеческое свидетельство о своем вечном спасении? Спасение – слишком важная вещь, чтобы мы могли довольствоваться человеческими обещаниями. Если только не ясно, что люди эти поставлены Богом и через них говорит Сам Бог. Сюда относятся и слова Христа: «Кто слушает вас, Меня слушает». «От имени Христова просим». Отсюда мы заключаем, сколь справедливо восклицает Исаия (Ис.52.7): блаженны ноги благовествующих. Слово «просим» выражает похвалу благодати Христовой. «Примиритесь». Следует отметить, что ап. Павел говорит здесь с верующими. Он свидетельствует, что каждый день исполняет для них это поручение. Христос не захотел только однажды загладить наши грехи. Но как мы ежедневно грешим, так же ежедневно возвращаемся в благодать.
Итак, Бог заповедует человеку открыть Христу свое сердце. 1Ин.3.23 «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Автор послания, ап. Иоанн снова приспосабливает общее положение к своей конкретной цели. Наша вражда с Богом столь велика, что нам нет доступа к Нему, если нас не соединит взаимная христианская любовь. Ап. грозит вечной смертью тем, кто отказывается Ему сердце открыть. Если вы по-прежнему отказываетесь впустить Его, то пусть небо и Земля засвидетельствуют сегодня, что Христос просил разрешения войти в вашу душу. И Ему было в этом отказано. Спутницей любви ап. делает веру, идущую по ее следам. «Во имя Сына Его». Не все понимают, что значит веровать во Христа. Из нашего выражения легко заключить: правильной является лишь вера, принимающая Христа таким, каким Его представляет Евангелие. Этому учит и ап. Павел в Рим.10.14 «Но как призывать Того, в Кого не уверовал? Как веровать в Того, о Ком не слышали?» Отметим, что веру ап. Иоанн заключает в познании Христа. Ибо Христос – живой образ Бога Отца и в Нем заключены все сокровища премудрости и знания. Как только мы от Него отходим, нам остается лишь бродить в заблуждениях.
Библия должна внушить ужас каждому отвергающему Христа человеку. Приведем только несколько стихов из Книги притчей Соломона. Прит.1.20,23-25, 27-28,32 «Премудрость возглашает на улице … Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, а вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего. И вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. … Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать меня, и я не услышу. С утра будут искать меня, и не найдут меня. Потому что упорство невежд убьет их, а беспечность глупцов погубит их». Соломон показывает, насколько опасно не реагировать на призывы Бога. Приведенная здесь заповедь очень проста: «Обратитесь к Моему обличению». Мы неправильно используем обличения в свой адрес, если не отворачиваемся от зла и не поворачиваемся к добру. Ап. показывает участь тех, кто продолжает упорно сопротивляться средствам и методам благодати. Сейчас они гордятся тем, что смогли отвернуться от Бога и освободиться от ограничений религии. Но именно это потом и убьет их. Если вы сейчас отказываетесь отворить Христу свое сердце, то Он может никогда больше не постучать в Него. И что же тогда с вами станет? Когда-то прозвучит последний стук, последний призыв. И после этого не будет ни стуков, ни призывов. Стихнет отголосок всякой милости.
Можем встретить людей, которые говорят: «Но если я открою дверь Христу, Он никогда не войдет к такому грязному, порочному и грешному человеку, как я». Такой человек не знает или не помнит слова Иисуса Христа: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему». Другой человек может высказаться так: «Если я открою дверь сердца Христу, я должен буду проститься с остальным миром. Упреки, страдания и потери непременно последуют за этим». На это можем ответить следующее: «Если ты считаешь, что Христос, прощение и спасение не достойны того, чтобы ради них претерпеть незначительные трудности, то ты слишком низко ценишь Христа и свою душу. Если Христос и твоя душа должны из-за этого расстаться, то послушай, что скажем ниже». Твое осуждение Богом будет справедливым. Потому что это был твой выбор. И ты осознанно предпочел Христу и спасению ничтожные пустяки этого мира. Тебе было ясно сказано, какие последствия принесет с собой отвержение Христа. И всё же после долгих предупреждений ты решился рискнуть своим спасением. Осуждение наступит неотвратимо, ибо кроме Христа нет другого пути спасения. Нет веры, нет Христа. Нет Христа, нет и небес.
Господь, просим, помоги нам открыть сердце для Христа и принимать условия Евангелия. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м за те великие и драгоценные благословения, которыми мы обладаем в Иисусе Христе. Дай нам понять, что без искупления нет прощения. Без искупления мы не можем быть освобождены от рабства греха и сатаны. И искупление, и прощение мы имеем только во Христе, в Его пролитой Крови. Вина и позор греха могут быть сняты с нас не иначе, как только Его пролитой Кровью. Мы бл-м, что эта великая привилегия дается нам даром. Бл-м, что Христос принял за нас заместительную жертву вместо того, чтобы привести в исполнение суровый Закон против преступников. Мы бл-м, что Ты даровал нам в качестве Ходатая Своего возлюбленного Сына. Бл-м за премудрый план искупления людей и за разумное осуществлении его. Мы видим, как справедливо сочетались во Христе Божья премудрость и милость. Как была соблюдена честь Бога и Его Закона. И, в то время, гарантировано спасение грешников. Бл-м, что Ты открыл нам тайну Своей воли, т.е. Твое благоволение к людям. Дай нам осознать, что куда приходит Христос, туда приходит и прощение. И помоги жить по Законам Евангелия. Аминь.