ПРОПОВЕДИ
Верующие не останутся без успеха и духовного плода. (На праздник урожая)
2Пет.1.8 «Если это (добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь) у вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Христиане должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями. Иначе не будем пригодными для всякого доброго дела – ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Чтобы побудить христиан к усердному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится в этой сфере. И достигает того, что эти качества в нем есть и умножается. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают: следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей. Они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученному Христом деле, что они являются Его верными слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой. Ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают. Т.о., они все растут и умножаются. А везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. То, насколько желательное такое состояние, ап. Петр показывает в ст.9.
Опытным верующим на Христовом пути грозит опасность утратить первоначальный трепет. Библия, некогда волновавшая нас, может привычным стать, и даже сухим. Душа может погрузиться в летаргию «рассудочной», а не сердечной молитвы. Ап. Петр побуждал своих читателей расти в вере и в других христианских добродетелях. Без этих качеств мы становимся духовно слепыми и забываем чудо очищения прежних грехов.
Бог желает, чтобы мы позаботились о своем духовном будущем. Жизнь на Земле всегда нестабильна, но нам нужно усердно следить за положением дел в духовной жизни, т.е. в нашем духовном человеке. Ап. Петр в 2Пет.1.5-11 показывает, как это важно. Получив спасение в Иисусе Христе, мы должны приложить старание, чтобы в нашей вере проявились добродетель, воздержание, рассудительность, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Всё это обретается через познание Христа и приближение к Нему. В награду мы получим многие блага, прежде всего, добрый плод праведности, уверенность в спасении и победу над грехом. Забота о духовном состоянии важно и для настоящего, и для будущего. Сейчас самое лучшее время, чтобы позаботиться о вечности.
По словам древнего философа Аристотеля «природа не терпит пустоты». Греческий мыслитель сделал это заключение на основании наблюдений. В окружающем нас мире действительно всё чем-то заполнено, даже если заполнитель – бесцветный воздух. Этот же принцип применим и к духовной жизни. Когда Святой Дух начинает обличать нас в грехе, первой приходит мысль избавиться от греха, удалить его из жизни. Мы прилагаем усилия, стремимся победить вредные привычки. Однако часто все попытки убрать из сердца нечистые мысли и желания обречены на провал, поскольку в душе образуется пустота, которую тут же заполняет другой грех. В результате всё возвращается в прежнее состояние, а то и приходит в худшее. Мысль Аристотеля о пустоте может помочь нам в понимании мыслей ап. Павла, писавшего ефесянам о своих молитвах за них. Чтобы Христос верой вселился в их сердце, заполнил его Своей любовью. Через это они могли «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3.19). Единственно верное решение проблемы греха в нашей жизни – заменить его Христовой любовью, которая заполнит пустоту в сердце. Чем больше у нас будет этой любви, тем меньше останется места для зла.
Мы призваны к святости, а для святости требуется жар. Чтобы очистить и освятить нас, Бог нередко употребляет пламя страданий и огонь испытаний. Ап. Петр увещает читателей не чуждаться огненных искушений, посылаемых свыше (1Пет.4.12). Это приключение не странное, но закономерное для искупленных. Но бояться их не следует. Вспомним стих из книги пророка Исаии. Ис.43.2 «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Мы не знаем, когда Господь поведет нас по долине испытаний и насколько тяжелыми они будут. Но мы знаем: Его замысел благ, Он желает не уничтожить нас, а очистить.
Многие проходят медосмотр. Эта процедура необходима для того, чтобы узнать, что происходит внутри человека и не требуется ли чего-то предпринять для исправления положения. То же верно и в отношении духовной жизни последователей Христа. Время от времени всем нам следует останавливаться и проводить самоисследования на предмет состояния сердца и образа жизни. Такому исследованию способствует, напр., Вечеря Господня. Ап. Павел писал коринфянам, среди которых наблюдалось нерассудительное отношение к этому установлению Христа: 1Кор.11.28 «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Вспоминая смерть Спасителя за нас и размышляя о цене, уплаченной Им за наши грехи, мы как никогда можем задуматься над своим духовным состоянием. А затем прийти к Нему за благодатью, необходимой нам для продвижения вперед на пути веры.
К сожалению, некоторые христиане вполне довольны духовным детским питанием. Снова и снова они повторяют простейшие истины Библии и не имеют желания идти дальше основ Евангелия. Но, не погружаясь в глубину, они лишают себя духовной мудрости и верного понимания. Их духовные способности так и остаются нераскрытыми, несмотря на многолетний христианский стаж. Он так и остаются детьми. А настоящие дети растут, учатся есть твердую пищу, от которой набираются сил для самостоятельной пищи. Точно так же и каждому верующему важно учиться питаться серьезной духовной пищей. Не делать этого, значит остаться духовно слабым и недоразвитым. Мы можем определить физический возраст человека по его виду. А духовный возраст определяется по способности различать добро и зло и еще по качествам характера, проявляющимся в поведении. Видят ли окружающие вашу духовную зрелость? Или вы еще духовный младенец?
Как меняется поведение человека? Некий писатель, цитируя экспертов, пишет, что людям стоит лишь внушить мысль об опасности их поведения, как уже включится механизм защиты. Т.е. как только вы напоминаете людям о пагубности их поведения, у них возникает желание остановиться. Но проблема заключается в том, что одних слов и одного желания недостаточно для достижения нужного эффекта. Другими словами, одно лишь знание не способно изменить поведение. Будучи последователями Иисуса Христа, мы желаем возрастать духовно и меняться в лучшую сторону. Около двух тысяч лет назад Господь сказал ученикам, как это происходит. Вот Его слова: Ин.15.4 «Пребудьте во Мне и Я в вас». Христос снова призывает учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Действительно, Он хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своими крыльями, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Доказывая, что Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине, Христос обещает нам действенность Святого Духа, если только мы не будем Ему противиться. Он говорит: «Пребудьте во Мне, поскольку Я Сам готов в вас пребывать». Этими словами Он заявляет, что все, имеющие в Нем живой корень, окажутся плодоносными ветвями. «Христос – виноградная лоза (ствол винограда), а мы – ветви». Он духовно преображает нас и воспроизводит в нас Свою жизнь.
Проснувшись утром, мужчина обнаружил, что пропал Интернет. Он запаниковал: как же он будет целых 24 часа без Интернета? А затем подумал: «Какие чувства он бы испытал, если бы его связь с Богом также разорвалась на сутки?» Мы поддерживаем эту связь, проводя время в размышлениях над Его Словом и в молитве. После этого нам следует стать исполнителями Слова (Иак.1. 22-24) Автор Псалма 118 признавал важность связи с Богом. Он просил Господа научить его Своим уставам и даровать разумение Своего Закона. Затем он молился о способности хранить Закон всем сердцем, ходить стезей Божьих заповедей и отвратить глаза от суетности мира. Размышляя над Божьим Словом и применяя его в жизни, псалмопевец оставался на связи с Богом. Господь даровал нам Свое Слово как светильник ногам и свет стезе, чтобы мы могли беспрепятственно приближаться к Нему. Не будем пренебрегать этим благословением.
Над магистралью висел большой рекламный щит, на котором было написано: «Бог – воображаемый друг. Выбирайте реальность, так будет лучше всем». Судя по всему, авторы этой надписи воспринимали христиан как одиноких детей, чье живое воображение придумало себе товарища. Но таков ли Бог? Реальная жизнь указывает на обратное. Природа свидетельствует, что у нее должен быть Создатель (Рим.1.18-20). Совесть указывает, что должен быть Законодатель, определивший понятия добра и зла (Рим.2.14-15). Творческое начало, которое мы выражаем в искусстве, отражает ту же способность в Творце (Исх.35.31-32). Христос открывает нам Божество в человеческом образе (Евр.1.1-4). А общение Святого Духа утверждает в сердце христиан действительность существования Бога (Гал.5.22-23). В Библии написано, что в последнее время появятся люди, отвергающие Божье Слово (2Пет.3.4-6). Но Бог близок, и многие христиане действительно становились Его друзьями. Самый лучший друг на Земле – лишь подобие Иисуса Христа.
Довольно легко развить в себе критический дух по отношению к людям, не растущим духовно, как мы от них ожидаем. Мы с легкостью выделяем области, нуждающиеся в исправлении, но хорошо, если бы и положительные стороны не ускользали из нашего поля зрения. Напр., в Послании к колоссянам ап. Павел упоминает, что Евангелие укоренилось и принесло добрый плод в жизни верующих (Кол.1.6). Поэтому он от души благодарит Бога за их духовный рост. Они познали Господа и теперь терпели нападения лжеучителей (Кол.2.6-8). Ап. Павел славит Господа за их глубокую веру и изобилующую любовь ко всем верующим, выражающуюся в жертвенной заботе (Кол.1.4). Наконец, апостол возносит благодарность за надежду и твердую убежденность, что жизнь не ограничивается этим миром (Кол.1.5). Сегодняшний день может открыть нам новые стороны жизни наших братьев и сестер. Мы можем отнестись к ним критично, а можем и порадоваться за них. Вразумление может много, ободрение – еще больше. Найдем возможность воздать Богу славу за то, что Евангелие Иисуса Христа укореняется и приносит плод в их жизни.
Бог не желает, чтобы кто погиб. Он предлагает спасение каждому, независимо от возраста, состояния здоровья или условий жизни. Его прощение и благодать открыты и для вас. Не откладывайте решение, завершите это важное незаконченное дело и устремитесь за Иисусом Христом в вечную жизнь.
Господь, просим, помоги нам служить Господу Богу от всего сердца. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, даруй нам благодать сохранить трепетную радость познания Господа Иисуса Христа на всю жизнь. Ибо возрастание во Христе происходит от углубления в познание Его. Помоги нам возлюбить Слово Божье с верой в Господа Иисуса, ибо у таковых крепка основа и надежда их не пуста. Дай нам возрастать в благодати и поверить, что не останемся без успеха и духовного плода. Господь Иисус, просим, войди в наше сердце и управляй нами. Испытай нас, Спаситель, избавь нас навсегда от земных опасных путей. И на путь святой и ясный силой истины наставь нас. Помоги нам всегда покоряться Тебе. Отврати наши глаза от суетности мира, чтобы мы беспрепятственно могли приближаться к Тебе. Мы снова и снова попадаем в сети врага. Но бл-м Тебя, что Иисус Христос уплатил за наши грехи на Кресте. Просим, помоги нам вернуться к Тебе, возрастая в благодати. Аминь.